Источник: nalogi.net
Оказалось, что в тропических широтах рождается заметно больше девочек, чем в других областях планеты.
Как известно, многие виды животных могут «подстраивать» половую принадлежность своего потомства под изменяющиеся внешние условия (например, температуру); зарегистрировать аналогичные способности у человека до сих пор никому не удавалось. В основном трудности возникают на этапе сбора данных: необходимо учитывать влияние вооруженных конфликтов, эпидемий, природных катаклизмов и прочих стрессовых факторов, а также оперировать выборками огромных размеров. С достаточной точностью установлено лишь то, что в среднем в мире на каждую сотню новорожденных девочек приходится 106 младенцев мужского пола.
Изучать проблему Кристен Навара начала на примере распространенных домашних животных — джунгарских хомячков. Как удалось выяснить исследовательнице, в потомстве животных, выращенных в условиях меньшей продолжительности светового дня, мужских особей оказалось значительно больше, чем в потомстве контрольной группы хомяков. В попытке обнаружить подобную зависимость у людей г-жа Навара проанализировала данные за десятилетний период, предоставленные различными правительственными источниками (некоторая часть информации, к примеру, была взята с сайта ЦРУ из раздела The World Factbook). Полученные данные, охватывавшие 202 страны, группировались по географическому положению государств, среднегодовой температуре, длительности светового дня и степени благоприятности сложившейся в рассматриваемый период социально-экономической ситуации.
Усилия Кристен Навары были вознаграждены: анализ показал, что в регионах с субарктическим и умеренным климатом 51,3% новорожденных — мальчики, в то время как в тропиках этот показатель составляет всего 51,1%. По мнению автора, открытая ею зависимость каким-то образом связана с гормоном мелатонином, который регулирует работу женских половых желез; как замечает г-жа Навара, интенсивность секреции мелатонина зависит от продолжительности светового дня и времени года. Коллеги американской исследовательницы отмечают значимость открытия и предлагают самым тщательным образом изучить ситуацию в тех немногих странах (к примеру, Венесуэле), на которые обнаруженная тенденция не распространяется; возможно, именно это послужит ключом к разгадке феномена.