Источник: computerra.ru
Продолжается спор о том, кому принадлежат останки, найденные в 2003 году на индонезийском острове Флорес, — пигмеям (людям маленького роста) или неизвестному науке виду доисторического человека.
Возраст останков оценивается в 18 тысяч лет, однако благодаря косвенным данным (найденным орудиям труда) некоторые ученые предполагают, что Homo floresiensis вымер всего восемь тысяч лет назад. Рост человека флоресского не превышал метра (отчего его и прозвали «хоббитом»), а вес — 30 килограммов. Он умел создавать орудия труда и охотиться.
Одни исследователи считают, что H. floresiensis были потомками вида Homo erectus (человек прямоходящий, предок современного человека), которые обособились от других гоминин и уменьшились в размерах в результате естественных причин (болезни, истощение генофонда из-за изоляции и т. д.). Другие уверены, что подобное уменьшение — встречающееся, кстати, у некоторых островных животных — не может объяснить столь малое количество серого вещества: у H. floresiensis объем мозга составлял примерно 400 кубических сантиметров (в три раза меньше, чем у современного человека). Возникает вопрос: как такое существо могло создать столь искусные каменные орудия труда?
Единственным объяснением этому, по мнению сторонников гипотезы, может служить предположение о наследственном заболевании у группы особей Homo erectus, которое привело к формированию у части популяции маленького черепа и «карликовому кретинизму» в результате дисфункции щитовидной железы.
Два новых исследования, результаты которых опубликованы в журнале Nature, попытались дать ответы на поставленные вопросы.
Одна группа под руководством Уильяма Джангерса из Университета Стони-Брука (штат Нью-Йорк) подошла к проблеме с другой стороны, проведя анализ стопы флоресского человека. В некоторых отношениях она очень похожа на человеческую: большой палец находится на одной линии с остальными, а суставы способны выдержать вес тела, перенесенный на ноги. Эти черты отсутствуют у человекообразных обезьян.
С другой стороны, стопа выглядит весьма примитивной: она намного длиннее, чем у современных людей, большой палец чересчур мал, боковые удлинены и изогнуты, а «грузоподъемная структура» ближе к таковой у шимпанзе.
Недавние археологические находки в Кении показали, что стопа современного человека развилась примерно полтора миллиона лет назад. Ее первым «владельцем», по всей видимости, был как раз Homo erectus. Таким образом, если флоресские «хоббиты» не стали результатом обратной эволюции (более чем неправдоподобный сценарий!), они должны были отделиться от основной человеческой линии до появления Homo erectus. Уильям Джангерс со товарищи предполагает, что предок H. floresiensis был не человеком прямоходящим, а каким-то более примитивным видом гоминин, чье проникновение в юго-восточную Азию пока не подтверждено археологически. Иными словами, H. floresiensis и H. erectus — два различных биологических вида, у которых единый предок — Homo habilis (человек умелый). Проблема лишь в том, что следы выхода H. habilis за пределы Африки пока не обнаружены.
Параллельное исследование было проведено Элинор Уэстон и Эдрианом Листером в лондонском Музее естественной истории. Они изучили черепа древних гиппопотамов, обитавших на острове Мадагаскар обособленно от своих континентальных предков. В результате изоляции объем мозга островных бегемотов сильно уменьшился. «Независимо от того, кто является предком флоресского человека, явление островной пигмеизации должно было оказать на него влияние», — резюмируют ученые.
Положить конец спору могут только новые находки останков древних людей.