Источник: rd.com
Один из агентов бактерии эффективно нейтрализует главное оружие пенициллина. Это оружие — сердечник молекулы антибиотика, циклическое четырехчленное амидное кольцо, называемое бета-лактамом. Оно является общим структурным элементом пенициллина и множества его синтетических и полусинтетических «родственников», образующих большое семейство бета-лактамных антибиотиков. Наиболее известные примеры — амоксициллин, ампициллин, цефазолин. Структура бета-лактама вредна для бактерий, она значительно затрудняет их способность к воспроизводству путем деления клеток. Поэтому долгие годы производители лекарств использовали бета-лактамное ядро, окружая его различными вспомогательными элементами.
Но некоторые бактерии, и в их числе MRSA, развили способность к биосинтезу фермента бета-лактамазы, способного разрушать структуру бета-лактама. Это весьма действенная защита от антибиотиков, потому как она ориентирована на общий структурный компонент множества препаратов. Но это также создает возможность для общего подхода к решению проблемы. Исследователи из Университета Южной Каролины задались целью не создать новые антибиотики, а переработать старые, чтобы повысить их активность. Профессор Чуанбин Тан и аспирант Джуянг Чжан разработали защитное металлополимерное покрытие — кобальтоцениум. Его использование значительно повысило устойчивость лактама к разрушительному действию бета-лактамазы.
Междисциплинарная группа исследователей, в которую вошли также Митзи Нагаркатти и Алан Дечо из Школы общественного здравоохранения Арнольда, провели эксперименты по определению антимикробной эффективности четырех бета-лактамных антибиотиков, усиленных металлополимером. По сравнению с обычными препаратами, модернизированные лекарства показали большую эффективность в отношении нозокомиального штамма MRSA (картинка слева). В отношении двух других штаммов усиление эффективности было не таким заметным. Что важно, металлополимер сам по себе продемонстрировал антимикробные свойства, и способствовал лизису бактериальных клеток. При этом лабораторные испытания показали, что для клеток человека металлополимер не является токсичным. Профессор Тан отмечает, что проект еще очень далек от клинического применения, но его команда обязательно продолжит свою работу.