Источник: mobus.com
Проводя анализ изотопного состава горных пород на территории Трансвааля, возраст которых насчитывает около 2,3 млрд лет, ученые обнаружили признаки резкого возрастания уровня кислорода, сопряженные со следами ледниковых наносов и геохимическими маркерами глобального изменения углеродного цикла. «Зафиксированные нами колебания концентрации изотопов серы совпадают по времени с появлением первых отклонений в углеродном цикле, — рассказывает Алан Кауфман (Alan J. Kaufman), профессор геологии из Университета Мэриленда (США). — Возможно, причиной этих изменений стало распространение процесса фотосинтеза».
Два с половиной миллиарда лет назад, рассуждают исследователи, концентрация кислорода в атмосфере Земли была невелика, поскольку фотосинтезирующие бактерии насыщали кислородом приповерхностный слой океана. Здесь проходило активное образование оксидов железа, которые опускались на дно и формировали характерные слоистые красно-коричневые отложения. После того как запасы железа были исчерпаны, кислород начал постепенно заполнять атмосферу.
В атмосфере он вступал в реакцию с метаном (парниковым газом), в результате чего образовывался диоксид углерода, который значительно уступает метану по эффективности нагревания поверхности планеты. «Температура быстро упала, что и привело к появлению ледников и морского льда», — объясняет г-н Кауфман.
Увеличение концентрации кислорода в атмосфере также вызвало «укрепление» озонового слоя в стратосфере Земли. Вслед за этим уменьшилось поступление губительного для фотосинтезирующих микроорганизмов ультрафиолета, что позволило им подняться из глубины к поверхности океана; выделение кислорода, естественно, повысилось, и круг замкнулся. «Кроме того, изменение состава атмосферы стимулировало выветривание пород, вследствие чего поступление питательных веществ в океан увеличилось; вероятно, именно благодаря этому эволюция шагнула дальше, к эукариотам, которым для биосинтеза необходим свободный кислород», — заключает профессор Кауфман.
Полная версия отчета ученых опубликована в майском номере журнала Geology.