Источник: phys.org
Создание топлива премиум — класса требует отделения изомеров с наиболее высокой химической энергией. Традиционно разделение изомеров происходит при помощи нагрева смеси до определенной температуры, соответствующей точкам кипения изомеров. Проблема в том, что четыре основных изомера, два из которых имеют высокое октановое число, а два других — низкое, кипят при почти одинаковых температурах. В итоге процесс разделения становится сложным и дорогостоящим. Новый фильтр позволяет преодолеть эту сложность. Бесчисленные внутренние стенки треугольных каналов MOF задерживают низкооктановые изомеры. При этом высокооктановые изомеры легко проходят сквозь отверстия фильтра.
Мэтью Хадсон и его коллеги из Национального Института стандартов и технологий использовали методику нейтронной порошковой дифракции для определения молекулярной структуры материала. Им удалось выяснить, почему MOF адсорбирует низкооктановые изомеры. Структура таких изомеров более линейная, поэтому они могут прижиматься ближе к стенкам каналов. Когда смесь проходит через фильтр, низкооктановые изомеры прилипают к поверхности каналов, как к листу мокрой бумаги. Как отмечает г-н Хадсон, новая технология разделения изомеров бензина является более простой, дешевой и эффективной, чем традиционная перегонка. Кроме того, она не требует высоких температур, что снижает энергозатраты производителей. MOF демонстрирует достаточную надежность в условиях многократного использования. Поэтому нефтепромышленникам стоит задуматься о скорейшем внедрении разработки.