Источник: news.spbland.ru
Новое исследование, опубликованное в издании Journal of Environmental Psychology, показало, что даже телефонный звонок или сообщение о прибытии СМС могут серьезно нарушить концентрацию внимания, особенно если в качестве рингтона у вас стоит любимая песенка.
«В любых обстоятельствах, когда люди пытаются овладеть знаниями либо удержать в памяти некую информацию, отвлечение внимания может иметь разрушительный эффект: вы уже не сможете сосредоточиться так, как раньше», — считает автор исследования Джилл Шелтон из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США).
Эксперимент, доказывающий выводы ученого, выглядел так: Джилл Шелтон посещала лекции по психологии в Университете штата Луизиана и позволяла своему мобильному телефону звонить в течение 30 секунд. 25% студентов признавались потом, что после этого воспринимали слова и слайды лектора намного хуже. Ситуация усугублялась в том случае, когда Джилл начинала лихорадочно рыться в сумочке.
По большому счету, в исследовании идет речь о различиях в реакции на отвлекающие моменты во время познавательной деятельности, когда отвлечение происходит резко и насильственно и когда оно имеет автоматический и ненасильственный характер. Иными словами, если вы ожидаете звонка, ваши когнитивные способности во время той же лекции могут не снизиться вовсе.
Пожалуй, самым удивительным стал вывод о том, что неожиданное появление фрагмента популярной песни, использованного в качестве рингтона, может оказать более длительное негативное влияние на внимание.
На этой стадии эксперимента студенты должны были выполнять простые задания на распознавание слов, пока их отвлекали абстрактные звуки, стандартные звонки и знакомые рингтоны. Особенно сильным отвлекающим фактором стал гимн Университета штата Луизиана. Когда звучала эта песенка, знакомая всему кампусу, процесс принятия решения растягивался до неприличных размеров.
С другой стороны, находясь продолжительное время в среде, столь враждебной познавательной деятельности, многие студенты смогли привыкнуть к шуму и немного улучшить свои когнитивные способности.
Предыдущие исследования, выполненные другими учеными, показали, что разговор по мобильному телефону за рулем приводит к более медленному реагированию на происходящее за лобовым стеклом.