Источник: computerra.ru
Исследователи Университета Ньюкасла (Великобритания) обнаружили, что никелевый катализатор эффективно способствует преобразованию диоксида углерода в карбонат кальция. Идею подсказали именно морские ежи. Как поясняет руководитель проекта доктор Лидия Шиллер, открытие было сделано почти случайно. Вместе с коллегами доктор анализировала реакцию образования угольной кислоты. Эта реакция происходит при контакте диоксида углерода с водой и нуждается в катализаторе. В то же время, ученые наблюдали за тем, как морские организмы поглощают СО2 и фиксируют его в своих скелетах. Изучая поверхность личинок морского ежа, исследователи обнаружили высокую концентрацию никеля на экзоскелетах.
Создав никелевые наночастицы с большой площадью поверхности, ученые добавили их в качестве катализатора в реакторы получения угольной кислоты. В итоге было зафиксировано полное удаление CO2. Как отмечает ведущий автор исследования аспирант Гаурав Бхадури, главное преимущество никелевого катализатора в том, что он работает независимо от уровня рН окружающей среды. Кроме того, он в 1 000 раз дешевле карбоангидразы. Наконец, за счет магнитных свойств металла наночастицы легко извлечь из реактора для повторного использования. Доктор Шиллер и аспирант Бхадури создали установку по связыванию диоксида углерода. Газ, подаваемый по трубе сверху, проходит сквозь толщу воды с большим количеством взвешенных наночастиц никеля.
Внизу установки образуется твердый карбонат кальция (он получается за счет взаимодействия угольной кислоты и присутствующих в воде ионов кальция). По мере накопления карбоната, его извлекают из установки. Этот побочный продукт безопасен, и может использоваться в строительстве. Технология уже запатентована, в данный момент ученые ищут спонсоров для ее внедрения. Конечно, такие приборы нельзя устанавливать в любых условиях — к примеру, на выхлопные трубы автомобилей. Но для электростанций, работающих на угле, и крупных промышленных предприятий они как подходит как нельзя лучше. С их помощью заводы могут захватывать весь объем CO2 еще до того, как газ попадет в атмосферу, и преобразовать его в безопасный, стабильный и полезный продукт.