Источник: historymed.ru
В ходе двух кратких клинических тестов пациенты с указанной формой склероза принимали в одном случае препарат пиоглитазон (в продаже именуемый как Актос, для лечения диабета второго типа), а в другом — плацебо. Во время эксперимента участники продолжали курс обычной терапии.
Чтобы оценить масштабы поражений головного мозга, наблюдающиеся при рассеянном склерозе, в самом начале исследования участникам сделали томографию. Каждый два месяца пациенты сдавали анализ крови и проходили осмотр. Спустя 5 месяцев после начала эксперимента всем участникам вновь провели томографию; в последний раз ее сделали спустя год.
Пациенты, которые принимали пиоглитазон, показали значительно меньшие потери серого вещества в течение года, чем пациенты, которым давали плацебо. Из 21 участника исследования у пациентов, принимающих пиоглитазон, не наблюдалось никаких побочных действий, а усвоение препарата, который выпускается в форме таблетки, было достаточно легким.
«Это не может не радовать», заявил профессор анестезиологии Даглас Фейнштейн. «Серое вещество полно нейронов. И данный препарат явно оказывает положительный эффект на их способность и потенциальную возможность выживать».
Профессора заинтересовал класс препаратов под названием тиазолидиндионы. Они были одобрены для приема при диабете второго типа благодаря лекарственному эффекту на реакцию тела на инсулин.
Ученые сосредоточились на пиоглитазоне из-за его известного противовоспалительного действия. В ходе воздействия на первичную культуру клеток мозга пиоглитазон сократил выработку ядовитых химических веществ, называемых цитокинами и разновидностями кислородных реактивов. Именно они играют важную роль в развитии рассеянного склероза.
Далее воздействие пиоглитазона проверили на животных. Выяснилось, что препарат значительно снижает симптомы рассеянного склероза у мышей с заболеванием, подобным рассеянному склерозу.
«Еще более важным оказалось то, что препарат вообще избавил больных мышей от симптомов», сказал профессор. «Мы смогли полностью вылечить некоторых грызунов».
Сейчас ученые заняты тем, что пытаются изучить механизм воздействия препарата на нейроны. «Чтобы подтвердить предварительные результаты, мы в самом ближайшем времени надеемся расширить наше исследование», сообщил в заключение доктор Фейнштейн.