Источник: uralweb.ru
«Даже если вы игнорируете внешние раздражители, ваш мозг постепенно накапливает знания о них, которые впоследствии будут учитываться в процессе принятия решений, — сообщает ведущий автор исследования Валентин Драгой. — Удивительно, но концентрация внимания может ослабить способность человека к обучению».
В эксперименте приняли участие 6 добровольцев. От испытуемых требовалось зафиксировать взгляд на центральной точке экрана монитора, по разные стороны от которой с определенной периодичностью появлялись абсолютно идентичные зрительные раздражители (круги с пересекающими их параллельными линиями). При этом участников просили сконцентрировать внимание на одном конкретном раздражителе, а второй — игнорировать. Выполнение указанного условия проверялось следующим образом: в одном из каждых десяти случаев контрастность выводимого на экран рисунка понижалась, и испытуемые должны были отмечать эти события нажатием клавиши «пробел».
Завершив процедуру условного обучения, исследователи перешли к оценке полученных добровольцами «знаний». Теперь раздражители сохраняли свое прежнее состояние лишь в пяти случаях из каждых десяти, а во всех остальных тестах производился их поворот на ±1, ±3, ±4, ±5 или ±8 градусов. Испытуемым же было необходимо отмечать (также нажатием определенной клавиши) те моменты, когда ориентация рисунков совпадала с первоначально заданной. На последней стадии тестирования в качестве раздражителей использовались фотографии реальных объектов.
«К нашему удивлению, участники тестирования лучше справлялись с заданием в тех случаях, когда дело касалось рисунков, оставленных без внимания, — отметил г-н Драгой. — Другими словами, игнорировать зрительные раздражители оказалось выгоднее. Возможно, такие результаты объясняются тем, что мы бессознательно фильтруем поступающую визуальную информацию, и мозг не тратит время на обработку «лишней» ее части; отсутствие же внимания позволяет этой информации преодолеть барьер и надежно закрепиться в памяти».
В будущем исследователи планируют изучить связанные с открытым феноменом нейрофизиологические механизмы и провести еще несколько серий экспериментов. «Есть вероятность, что и другие чувства человека (слух, осязание) функционируют подобным образом», — предполагает Валентин Драгой.