Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Испытан новый тип электрохимического аккумулятора

Испытан новый тип электрохимического аккумулятора
Источник: mobiset.ru
Необычная батарея, обладающая одновременно чертами топливных элементов и литиево-ионных аккумуляторов, способна в разы превзойти последние по удельной ёмкости. Лабораторный прототип устройства построила группа учёных под руководством профессора Питера Брюса из университета Сент-Эндрю.

Если в топливных элементах и топливо и окислитель поступают извне, а в аккумуляторах все компоненты, необходимые для реакции, находятся в самой батарее, то в новом элементе топливо всегда расположено в корпусе устройства, а вот кислород, необходимый для его окисления, поступает из атмосферы.

Тут сразу вспоминаются воздушно-цинковые батареи, но они либо одноразовые, либо нуждаются в механической перезарядке (смене картриджа). Новичок же действует как обычный аккумулятор — он способен заряжаться от сети.

Всё дело в том, что по сути он представляет собой литиево-ионную батарею. Только очень специфического типа — это литиево-кислородная батарея, или иначе — Li-O2 ячейка.

Классический литиево-ионный аккумулятор содержит анод из графита, катод из оксида кобальта лития (хотя тут возможны варианты) и электролит, содержащий литиевую соль.

Ионы лития курсируют между двумя электродами в процессе зарядки и разрядки, отправляя электроны во внешнюю цепь в ту или иную сторону.

Проблема, по мнению Брюса, заключается в том, что оксид кобальта лития — громоздкая и тяжёлая часть устройства. Именно положительный электрод учёный считает главным препятствием для увеличения плотности энергии в таких батареях.

Потому в новой ячейке Питер заменил традиционный катод на тонкую пластинку из очень лёгкого высокопористого углерода, с добавкой высокоэффективного катализатора, который с одной стороны пропитывается электролитом, а с другой — сообщается через мембрану с атмосферным воздухом.

Когда такой аккумулятор отдаёт ток в нагрузку, кислород из воздуха проникает в пористый углерод, где вступает в реакцию с ионами лития из электролита и, забирая электроны из внешней цепи, образует оксид лития Li2O2.

Пока это сильно напоминает воздушно-цинковую батарею. Но прелесть разработки в том, что все реакции тут обратимы: если новый аккумулятор заряжать от розетки — оксид разлагается, высвобождая ионы лития в электролит, а кислород — обратно в атмосферу.

Анализ опытной ячейки при помощи рентгеновской дифракции показал, что весь оксид лития, который формируется при разряде, полностью разлагается во время заряда батареи. О том же говорит и масс-спектрометрия, зафиксировавшая выход кислорода во время подзарядки аккумулятора.

При этом по удельной ёмкости на единицу веса Li-O2 ячейка превзошла обычные литиевые батарейки для сотовых телефонов в 8 раз, — сообщают авторы разработки.

И это ещё не предел. По теории, отдачу такой ячёйки можно поднять ещё, скажем, до 10 раз против стандартного аккумулятора, — говорят исследователи.

Правда, когда она будет превращена не в лабораторный прототип, собранный на коленке, а в стандартный аккумулятор для мобильника с пластиковым корпусом и прочими сопутствующими элементами, причём пригодный для массового производства, показатели Li-O2 батареи окажутся куда скромнее — "всего" вдвое лучше, чем у сегодняшних литиевых аккумуляторов, — сообщает Брюс.
Подготовлено по материалам (источник): membrana.ru
Дата: 22 мая 2009
Другие новости, которые читают вместе с этой:
Ссылки спонсоров
ЦВТ «Инноком» | О проекте
info@innocom.ru
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика