Источник: phys.org
Первый факт, на который обратили внимание исследователи — палладий обеспечивает нужный результат только в том случае, если он присутствует в виде отдельных активных участков. В противном случае молекулы ацителена присоединяют не два, а четыре атома водорода, и превращается в этан, не подходящий для получения полиэтилена. Известный пример организации палладиевых катализаторов — размещение атомов палладия на поверхности неактивной матрицы из серебра. Но по мере использования палладий соединяется в крупные агрегации и теряет эффективность. В 2004 году ученые создали новую структуру катализатора — интерметаллид палладия и галлия. Интерметаллиды отличаются от обычных сплавов тем, что атомы металлов не смешиваются случайным образом, а образуют чрезвычайно устойчивую и упорядоченную кристаллическую структуру. В новом катализаторе активные атомы палладия были четко отделены друг от друга пассивными атомами галлия.
Затем ученые начали поиски интерметаллида, который работал бы аналогичным образом, но не включал дорогие металлы. Им удалось создать структуру с формулой Al13Fe4. Атомы железа играют роль катализатора, а атомы алюминия — роль пассивных разделителей. Эксперименты показали, что железо в таком состоянии обеспечивает надежное протекание реакции преобразования ацетилена в этилен. Правда, перед внедрением нового катализатора в производство необходимо испытать его характеристики в промышленных масштабах. Если заявленные параметры будут подтверждены, стоимость производства полиэтилена может значительно сократиться. В то же время, ученые планируют продолжать работу по поиску дешевых аналогов катализаторов из драгоценных металлов, для других химических реакций промышленного назначения.