Источник: 3.bp.blogspot.com
Ученые поставили ряд опытов на сухопутных улитках Helix licorum. В начале исследования в течение 5 дней улиток помещали на шар, плавающий в соленой воде и подвергали слабым ударам тока. В итоге у улиток сформировался рефлекс, что шар — это опасность. Успешность обучения ученые проверяли следующим образом — надавливали на тело улитки снизу, имитируя выпуклую поверхность. Если улитка втягивала верхние щупальца, это означало, что она боится шара. После тестирования животных в течение трех дней переучивали — нахождение на шаре сопровождалось не ударами током, а кормежкой. Затем улиток снова проверили, втягивают они щупальца или нет.
Все животные изначально были разделены на три группы. Улитки из первой (контрольной) группы за 20 минут до помещения на шар получали соленую воду. Эти животные успешно обучились, а затем переобучились. Улиткам из второй группы во время переобучения начали давать вещество L-NNA, блокирующее синтез оксида азота. Эти животные продолжали бояться шара, несмотря на кормление. Улитки из третьей группы получали L-NNA с начала эксперимента и вообще не смогли ничему научиться. Исследователи пришли к выводу, что без оксида азота невозможны ни запоминание, ни стирание памяти (забывание). Переобучение возможно только тогда, когда «старые» знания стерты или заблокированы. Если этого не происходит (вторая группа улиток), новые знания не формируются.